Дидактические игры

В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения (В. Н. Кругликов, 1988).
Дидактическая игра это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. 
Дидактическая играэто активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.
Признаки дидактической игры
  • Наличие игровой ситуации
  • Наличие правил
  • Наличие системы оценивания
  • Наличие порядка действий или регламента. 
Включение в образовательный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрою, не заметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки. Однако игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития интереса к предмету, поэтому при ее организации следует придерживаться следующих требований:
  1. Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными.
  2. Материал игры должен быть посилен для всех детей.
  3. Игра интересна в том случае, если в ней участвует каждый ребенок.
  4. Подведение результатов игры должно быть справедливым и четким.

Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность. 

Структурные составляющие дидактической игры:
  • дидактическая задача:
дидактическая задача определяется целью обучения и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отображает его обучающую деятельность. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка.
  • игровые действия:
игровые действия – основа игры. Чем разнообразней игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.
В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.
  • правила игры:
правила игры. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.
  • результат:
подведение итогов – результат подводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды – победительницы и т.д. При этом необходимо отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы. Так как именно с их помощью решаются дидактические задачи.

Основные функции дидактических игр:
  • функция формирования устойчивого интереса к учению;
  • функция формирования собственно учебной деятельности;
  • функция формирования общеучебных умений, навыков самостоятельной учебной работы;
  • функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;
  • функция формирования адекватных взаимоотношений и освоение социальных ролей.
Дидактическая игра может быть использована на различных этапах урока:

  • Во время проверки домашнего задания
  • Подготовительная работа к усвоению нового материала.
  • Применение дидактических игр на этапах повторения и закрепления.

Например, 
Цель: проверка домашнего задания
Цель: подготовительная работа к усвоению нового материала
Цель: обобщение изученного материала

Задание 1. 
1. Познакомиться с теоретическим материалом.
2. Принять участие в составлении ментальной карты "Дидактические игры" 
2. Поделиться ссылками на дополнительный материал по данному вопросу или своим опытом использования дидактических игр в комментариях к странице.
3. Поставить отметку о выполнении задания в таблице продвижения, указав свой вклад в создание ментальной карты (название пункта, идеи и т.д.).



7 комментариев:

  1. Я предлагаю одну ветвь сделать ВИДЫ дидактических игр, и разбить их на три типа: обучающие, контролирующие и обобщающие.

    ОтветитьУдалить
  2. Когда -то, очень давно, использовала игровые методики. Компьютеров тогда ещё не было, поэтому использовали и дидактические игры, и игры для отдыха, разминки, и, конечно ролевые игры...Составляла такой сборник "Игра: теория и практика", можно посмотреть на моём сайте http://ivanova-ga.ucoz.ru/load/moi_programmy_i_razrabotki/moi_metodicheskie_razrabotki_i_sborniki/igrovye_tekhnologii/17-1-0-58

    ОтветитьУдалить
  3. Уважаемые участники. Я рада, что вы решили принять участие в мастер-классе. Некоторые из вас уже приступили в выполнению первого задания. Не забывайте ставить отметку о выполнении задания в таблице продвижения (укажите свой вклад в построение ментальной карты). Успехов вам

    ОтветитьУдалить
  4. Предлагаю разделить игры по характеру игровой методики: на игры с готовыми "жесткими" правилами и "вольные", правила которых устанавливаются по ходу игровой деятельности

    ОтветитьУдалить
  5. Дидактические игры: игра-путешествие, игра-поручение, игра-предположение, игра-загадка-, игра-беседа.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, вам необходимо принять участие в составлении ментальной карты. Именно в нее вы помещаете информацию.

      Удалить
    2. спасибо!приняла участие.

      Удалить